Методы и подходы в оценке бизнеса

Для управления бизнесом необходимо дать ему правильную стоимостную оценку. Федеральные стандарты для оценки бизнеса появились у нас в конце 90-х годов. В них заданы условия для применения различных методов оценки. Существуют такие подходы в оценке как затратный, сравнительный и доходный.

Затратный подход и его методы:

Одним из методов такого подхода является метод, при котором происходит накопление активов. В этом случае расчет стоимости всего имущества фирмы производится так, как будто оно продается, а не используется для целей ведения деятельности. Естественно, такой метод не годится для выработки стратегии управления предприятием.

Если нужна срочная продажа имущества фирмы, терпящей банкротство, или необходимо узнать какова минимальная стоимость предприятия, чтобы определить нижнюю границу цены бизнеса, которая должна быть учтена при создании стратегии предприятия, то применяют метод ликвидационной стоимости. Но ввиду трудоемкости такого метода его редко при меняют при реальной оценке бизнеса.

Сравнительный подход и его методы:

Такие методы как мультипликатор рынка, а также компания – аналог используются в интересах тех владельцев предприятий, которые функционируют, исходя из принципа альтернативной доходности своих вложений.

Эти методы ограничиваются дефицитом необходимой информации, так как в тех предложениях, которые представлены на рынке, обычно, доступны лишь данные об имущественном составе продаваемых компаний. Невозможно получить сведения о их деловой активности, не указана рентабельность или ликвидность.

С позиции производимых расчетов наиболее простым методом определения стоимости бизнеса является метод мультипликаторов. Основываясь на нем, можно разработать модель для управления компанией, но применение этой модели на практике затруднительно и, главное, недостоверно.

В России пока нет статистических данных о соотношениях, существующих между финансовой деятельностью компаний и их стоимостью. Когда применяется метод, заключающийся в сопоставлении рассматриваемой компании с какой-либо компанией, являющейся ее аналогом, стоимость оценивается простым сравнением цены акций.

Главным недостатком такого метода является то, что каждое предприятие или компания имеет свои уникальные особенности, поэтому достоверно определить сопоставимость очень трудно. Для установления ориентировочной стоимости бизнеса этот метод применить можно, но для управленческой практики он неприменим.

Доходный подход:

Этот метод сводится к дисконтированию финансовых потоков, когда в основе определения цены компании оказывается ее способность создавать денежные потоки в ближайшем будущем, а те результаты, которые были получены в прошлом, не учитываются.

При таком методе высокой является трудоемкость производимых расчетов, так как требуется множественная корректировка данных бухгалтерии. Несмотря на имеющиеся недостатки, отдельные элементы метода дисконтирования при многих разработках, касающихся стратегического управления бизнесом, составляют их основу.

В заключение можно сказать, что стоимостная оценка бизнеса является универсальной, что и позволяет ей, получив международное признание, широко применяться в нашей стране.